пост про ВасюНебольшое дополнение к посту про Никиту СергеевичаСамо по себе утверждение о том, что отношение к неоднозначным фанфикам — это исключительно дело вкуса, — полный и феерический бред. Я не знаю, что должно твориться в голове у человека, который относится к сцене изнасилования в тексте как к юбке в пол или туфлям на шпильках. Дескать, кому-то по нраву, а кому-то не очень. На вкус и цвет фломастеры разные, вы же понимаете. Не ограничивать же теперь свободу творчества, чай мы не тоталитарные совки какие-нибудь.
Капитан Очевидность в ауте от последних доводов, а потому вынужден напомнить: понятия “хороший/плохой вкус”, дамы и господа, относятся к
форме. К форме, не к содержанию. Вот например, есть у нас знакомый по имени Вася. У Васи может быть безвкусное пальто. Или безвкусный галстук. А вот душа Васи безвкусной быть не может. Она либо есть, либо ее нет.
С фанфиками — та же фигня, что и с Васей...С фанфиками — та же фигня, что и с Васей. Не надо путать форму с содержанием и валить все на хороший или не очень вкус. Вкусовщина — это когда вы решаете, сочинить ли вам фик в стихах или в прозе, порадовать ли мир виньеткой или простыней на сорок тыщ слов. А вот вот сцены жестокости и насилия, мпреги и прочие сомнительные сокращения — это уже содержание. Там, где речь заходит о содержании, вкуса быть не может. Потому что там на сцену выходит то архаичное и для многих неловкое явление, которое обозначается словом “мораль” , оно же — “что такое хорошо и что такое плохо” (одноименный вводный курс с примерами см. у некоего В.В.Маяковского).
Большая часть прогрессивного общества относится к этому явлению с опаской, а потому, сталкиваясь с чем-то неприятным, люди все реже говорят “это плохо” и все чаще — “мне это не нравится”. Оно и понятно — кому охота прослыть ханжой, морализатором или тоталитарным совком. Этот наш фанфикшен — не исключение. Когда читателю неловко сказать, что автор переборщил с насилием или жестокостью, он сетует на упадок вкусов, а не нравов.
Кстати, в контексте нашего любимого Васи такой подход выглядит особенно круто. Следуя данной логике, мы имеем право упрекнуть Васю в том, что у него идиотский галстук в розовую вишенку, но никак не в том, что он бьет жену. В конце концов, это ведь личное дело Васи. Кто мы такие, чтобы ограничивать его право на индивидуальность.
Разумеется, читатели мне тут же возразят, что я передергиваю и нельзя книжных персонажей сравнивать с реальными людьми. На что я прошу заметить: жена Васи может хотя бы уйти от него жить к родителям. Условный же Рокэ, Дик или Валентин в силу своей выдуманности не имеет возможности угнать Форд Фокус и смыться от оборзевшего фикрайтера. Так что участь книжного героя незавидна. Скажем, за последние несколько лет тому же Первому маршалу пришлось пережить тимбилдинг с полком приддовских солдат, корпоративную вечеринку с Савиньяками, ряд косметических процедур в Багерлее и незапланированную беременность. Да тут кто угодно бы сквозь землю провалился.
Разумеется, да, книжный образ будет претерпевать изменения (и далеко не всегда приятные) в любом фанфике. Но у любого автора и любого читателя есть свой предел. Что-то, что заставляет оторваться от монитора и сказать “Нет, стоп. Такое писать нельзя”. Красный свет, сирена и за буйки не заплывать. И это нормально.
Скажем, лично я на дух не выношу фанфики, в которых герой находится в ситуации, которую можно однозначно расценить как тяжелую, унизительную и безвыходную. Большинство других читателей, как мне кажется, тоже. И, что важно, тут должно быть сочетание хотя бы двух из этих понятий. Если герой ранен — это тяжело, но не унизительно. Если он навсегда потерял голос — это безвыходно, но жить дальше, в принципе, можно. Если он подавился пельменем на королевской трапезе — это довольно неловко, но на трагедию вселенских масштабов никак не тянет. В общем, если в процессе чтения вам тяжело, грустно и вы извелись от переживаний за героя — это не то. Но вот если вам вдруг стало просто противно — это оно самое. И вы имеете полное право выразить свое мнение автору прочитанного шедевра. В том числе и очень экспрессивно.
Поэтому я очень радуюсь, когда кто-нибудь в очередной раз возмущается по поводу засилья трэша на просторах интернетов. Только дивный эльф может искренне верить, что “творец должен быть свободен от рамок”. Я радуюсь, когда вижу границы и чёткие рамки, потому что они свойственны представителям рода человеческого. У амёб чётких рамок не бывает.
У человека сквики. Но он не признаёт, что у него сквики. Он обвиняет общественность в упадке нравов.
3ak, а по-моему, уже печально. Нельзя так серьёзно к таким... несерьёзным вещам относится.
я ужасен